|
Гамлет, принц ХогвартскийАвтор: L.A.B. Для тех, кто кроме ГП, читал или смотрел Шекспира. Безнаказанность порождает дальнейшие преступления. После того как мне сошло с рук превращение Гермионы в Татьяну Ларину, игры в аналогии стали принимать болезненные формы. Мисс Марпл, например, у всех преступников находила черты своих знакомых из Сент-Мэри-Мед. А вот, когда у некоторых знание человеческой натуры заменяется знанием прочитанных книг, и возникают подобные ассоциации. Но как? Сравнивать великую драму величайшего из авторов с этим … (подставьте сами, не хочу цитировать) ГП? А я и не хочу сравнивать, противопоставлять. Я пытаюсь соединить, синтезировать. Возможно, упростив одно, но усложнив, углубив другое. Ведь если ГП притворяется «детской» книжкой, то «Гамлет» – мистическим триллером с элементами мелодрамы. Лишенный шекспировского масштаба и бурлящего водоворота страстей, ГП-7 способен тем не менее поставить перед читателем серьезнейшие вопросы. Кого мы увидим в финале: нерешительных детей, раздавленных судьбой и собственными комплексами, или зрелых личностей, способных противостоять? Как бороться с тем, что внутри тебя? Может ли Любовь быть оружием? Возможна ли окончательная победа Добра над Злом? Но если вам все-таки «не смешно, когда фигляр презренный пародией бесчестит Алигьери», то давайте представим, что в Хогвартсе затеяли любительскую постановку «Гамлета». Вот уж на что никто давно не обижается. Любой режиссер считает своим долгом не только поставить эту вещь, но и желательно сделать это максимально удаленно от оригинала. Это в театральном мире как бы проверка на творческую состоятельность. Что до оригинала, то: загадка, тайна, секрет и, даже, бессмыслица – самые частоупотребимые слова о пьесе. Так может, загадка одной драмы поможет нам разгадать другую? Итак, вернемся к нашей воображаемой постановке. «А не замахнуться ли нам, так сказать, на …Шекспира?» - вопрошает профессор МакГонагал в 7й книге и объявляет кастинг. Подходит ли Гарри на роль главного героя? Если предполагаемые обстоятельства в жизни героев схожи, то будут ли схожи их действия? Наверное, будут, если близки характеры. Гамлет у Шекспира – живой человек, и потому по-человечески противоречивый. Он уязвим и крайне нуждается в доброте, способен на преданность и бескорыстен в дружбе, но при этом вспыльчив, язвителен и не отказывает себе в удовольствии досадить, нагрубить врагу. Презирает закулисные игры и дает это понять. Осознает и мучается недостатками своей натуры. Из типологического описания этико-интуитивного экстраверта (Гамлета): его лейтмотив – тема судьбы; по темпераменту это чаще всего холерик с крепкой, подвижной, но неуравновешенной нервной системой – у него случаются внезапные вспышки радости, неожиданные периоды пессимизма; внимательный к людям, порой требовательный; сочувствует им, стремится помочь в трудную минуту; окружающим с ним нелегко – ему не хватает легкости в восприятии жизни; смело входит в ситуацию, если оценил её и тщательно все подготовил; добивается победы во что бы то ни стало; ему легче испытать поражение, чем пойти на компромисс; в экстремальных ситуациях от его чрезмерной осторожности не остается и следа; если человек, коллектив или даже большая толпа – в смятении, нерешительности – умеет подчинить их эмоции, проявить решительность, повести за собой; ему присуще чувство внутренней энергетической напряженности – живет в ожидании опасности, хочет быть готовым к встрече с ней; имеет своеобразную, будто высокомерную манеру вести себя – даже кажется, что он почему-то зазнается, что-то из себя строит. Разве не мог бы наш Гарри, как Билл Мюррей в «Дне сурка», задумчиво ответить на это: «Я… Я… Я.»? Но не будем глубоко копать, речь ведь идет всего лишь о школьном спектакле. Гарри – Гамлета обозначим общей их начальной буквой – Г. Пойдем дальше. В роли ближайшего друга, Горацио, я лично вижу только Гермиону. «Едва мой дух стал выбирать свободно И различать людей, его избранье Отметило тебя», чьи «кровь и разум так отрадно слиты», и «я его замкну в средине сердца, в самом сердце сердца» - это слова Горацио, и если вы считаете, что они подходят Рону, и в финале он также готов на самоубийство ради друга, - то можете эту роль отдать ему, а у меня её играет Гермиона (дальше – Гр, по совпадению букв). Рон наверняка не обладает большим талантом, но мог бы сыграть вояку Фортинбраса: Г ему доверяет и завещает ему королевство (вот он и король!). Насчет главного злодея всем все ясно. А ведь хотелось бы, чтоб поменьше этой ясности и прямолинейности. У Шекспира главный бэд мучается оттого, что не в силах каяться, «увязший дух, который, вырываясь, лишь глубже вязнет». Так на то он и Шекспир, - скажите вы. Так ведь и Роулинг не кузнец Вакула, чтоб добиваться эффекта «Он бачь, яка кака намалёвана!» , чтоб «дитя, удерживая слезенки, косилось на картину и жалось к груди своей матери». Ведь с этим героем связана главная тайна Г (Волдеморта-КлаВДия сократим до ВД). Г и ВД тоже связаны кровью, как дядя и племянник (Вернон не в счет). Соискателей на роль Призрака найдется немало. Не только потому, что, замок полон привидений, актерствующих на досуге. В 7й книге это должен быть очень важный, уже умерший, персонаж, который откроет Г и нам какие-то доселе неизвестные факты. Будем ждать появления тени Отца – духовного (Дамбльдор), крестного (Сириус), кровного(Джеймс), неизвестного (RAB). А вот с матерью сложнее. Да, как и у Роулинг, за Г отдает жизнь его мать, но так как у нас это происходит в 7й, это должен быть ещё живой персонаж. Рискну предположить, что это … Снейп! Вы сразу представили его в той шляпе? Это ж вам драма, ё-моё, а не карнавал. Сравним: Г считает её «вероломной» предательницей, несмотря на то, что призрак заклинает его не трогать мать, «с нее довольно терний, что в груди у ней живут, язвя и жаля». Г пытается выместить свою ненависть, пока не происходит серьезный разговор – разборка (не без участия призрака), после которого наступает перелом в отношениях. Она выбирает сторону Г, который теперь доверяет ей полностью. Как вы помните, эта самоотдача оканчивается принятием ЯДА, предназначенного Г. Королевский уход! Хотя Снейп может иметь свою трактовку роли (ему все равно режиссер не указчик). Офелия - девушка, отношениями с которой Г пожертвовал «ради дела» ( не к ней его мечты стремятся), да и она не настаивала на их возобновлении. Согласитесь, что Джинни внесет своеобразие в трактовку этой героини, а в песенку про Валентинов день - личные воспоминания. На важную роль ее брата, Лаэрта, надо приглашать Билла Уизли (Л). Их дружеские отношения с Г ОБОРАчивается враждой. ВД использует Л – оборотня против Г. Они сражаются, но прощают друг друга. Другие братья, Фред и Жорж, мне думается, внесут немало новизны, а, главное, эффектов, в роли Розенкранца и Гильденстерна (что и сделал в свое время Сириус, т.е. Г.Олдмен). А Хагрид будет чудным могильщиком – философом. Есть ещё «мутноватый» персонаж – Полоний. С одной стороны, это отец Офелии и Л, как Артур, и высокопоставленный чиновник, но, учитывая изворотливость, склонность к интригам, подобострастие к ВД и то, что он ведет свою игру, это скорее Фадж или Скримжор. Из-за своих манипуляций Министр и становится случайной жертвой. Итак: в замке по ночам появляется призрак отца Г. Событие разворачивается на фоне военных приготовлений и …свадьбы. Г мрачен и язвителен, обвиняет С в предательстве. Л уезжает во Францию(!) и предупреждает сестру, чтоб попридержала темперамент. Г встречается с Призраком и узнает некую тайну, которая побуждает его к действию. Г осознает свою избранность и мучается ею: «Век расшатался – и скверней всего, что я рожден восстановить его!» Вот одна из тем, связывающих «Гамлета» и ГП. Тема свободы выбора. О том, что карма, рок, судьба имеют свой антипод, противоположность - то, что движет нами, что и создаёт большей частью тот коридор событий, по которому мы перемещаемся в жизни. Об этом и говорит Дамбльдор Гарри (о значении пророчества), и этим терзается Гамлет. В школе этому не учат, каждый доходит сам, как может, набивая шишки, теряя драгоценное время жизни. Мудрый Гр считает, что «всем правит небо»(и эта фраза напомнила о киноистории, где трое друзей, двое мужчин и женщина, положили свои жизни ради возмездия и …, но – стоп!). Знаменитый монолог «Быть или не быть» может иметь для Г буквальное значение, если верить пророчеству. Такая вот диалектика: «единство и борьба противоположностей» внутри самого себя. Приближение смерти - это время философа: вот он, час пробил. Тут нужна нечеловеческая сила духа. А Г-волшебник - не более чем человек и тем бесконечно интересен. Вряд ли Г станет притворяться сумасшедшим, но некую хитрость применить может. «Мышеловку», которая заставит врага паниковать. В этой вставной пьесе открывается тайна убийства, в котором яд вливали в ухо. Так и нам пояснится другое убийство и яд, влитый в горло. Кстати, в конце этой сцены, Г сравнивает себя с победившем ОЛЕНЕМ (в подлиннике). Наступает проверка решимости убивать. И Г буквально не в силах поднять руку на ВД. Как будто некая сила сковывает его. Испугался? Растерялся? Но ведь Г – не трус. Он колеблется. Ведь не для убийства же готовил его Учитель. А решать что-то надо, и решать самому (совершеннолетие). «Враг сам не умрет» - (Мао). И все ждут эффектных сцен финальной битвы. Ради чего? Спроси у «темного», в чём смысл жизни? и он чётко ответит – смысл жизни борьба (Карл Маркс). Для «темных» это схватка за власть, уничтожение врага, а для «светлых» - защита всего дорогого, способность умереть за что - то. Как-то один из астрологов высказал мысль, что Христос и Антихрист должны быть рождены под одним знаком зодиака. Что ж: идея жертвенности на одном своём полюсе дает величайшие примеры самопожертвования, а на другом безумное стремление жертвовать другими, пожирать их. Но они связаны, эти полюса, и так трудно иногда определить границу между белым и черным. Старой пьесе, конечно, далеко до современного экшна и «наш» финал будет по-современному динамичным и непредсказуемым. Умрет ли Гамлет? Трудно сказать. В одной московской постановке он восходит на престол под одобрительные возгласы хора: «Да здравствует Гамлет, наш король!». Хочется, конечно, чтобы следующая книга дала определенные ответы, но все же оставила многочисленные вопросы, которые заставляют думать... Искать... Находить неожиданные параллели... Под занавес: «Мой Гамлет» Владимир Высоцкий Я только малость объясню в стихе, Клеймо на лбу мне рок с рожденья выжег. И я пьянел среди чеканных сбруй, Был терпелив к насилью слов и книжек. Я улыбаться мог одним лишь ртом, А тайный взгляд, когда он зол и горек, Умел скрывать, воспитанный шутом. Шут мертв теперь: «Аминь! Бедняга Йорик!» Мой мозг, до знаний жадный как паук, Офелия! Я тленья не приемлю. Но я себя убийством уровнял С тем, с кем я лег в одну и ту же землю Но гениальный всплеск похож на бред. В рожденье смерть проглядывает косо. А мы все ставим каверзный ответ И не находим нужного вопроса. |
© Hp-Theory.ru, 2004-2010 гг. Все права защищены.
Проект является некоммерческим и не предназначен для получения прибыли или извлечения иной материальной выгоды. Все литературные персонажи, упомянутые на страницах сайта, принадлежат Дж.К. Роулинг, Scholastic Inc, редакции Bloomsbury, и AOL/Time Warner Inc.
|