СОКРОВИЩНИЦА ВОЛШЕБНЫХ ТЕОРИЙ ПОТТЕРИАНЫ
Новости
Теории
Фанфики
О нас
Форум

Сказка о сказке - часть 3

Автор: Ashnar Lynx

5.Проблема веры. Я ставлю этот вопрос потому, что он очень важен для самоидентификации магов. Человек, пусть даже наделенный сверхспособностями, обяза-тельно должен иметь какой-то кодекс, в который он верит. Это может быть христианство, ислам, иудаизм, буддизм, бахаизм, индуизм. Но это то, что дает человеку стимул к дальнейшему развитию, поэтому я обязательно прогнозирую, что в Колдовском Мире начнется духовное возрождение. Возможно даже будет восстановлена церковь, но не православная, и не католическая (от них маги уже натерпелись в свое время). Я склонен считать, что речь будет идти о некоей теософской религии, содержащей элементы христианства и буддизма, это наиболее соответствует синкретическому мироощущению волшебного мира. Не исключено также примирение с католической церковью, хотя это достаточно щекотливая тема, ибо даже монофизитские церкви, которые вообще-то, не менее древни, чем католическая, ею не признаются. Не говоря уже о православии, там вообще – что ни церковь, то богоизбранная, а все остальные – ложные.

Я обрисовал, разумеется, только основные контуры проблем. Я не буду говорить, что ломка изоляционистского, замкнутого дотоле общества Колдовского Мира, будет происходить легко. Будет очень большая буча, с дебатами, проблемами, может, даже локальными войнами. Не исключено, что возникнут принципиально новые вызовы при начале интеграции с внешним миром, такие как столкновение с религиозным фундаментализмом в той или иной форме. Но как написано в эпилоге Седьмой Книги, в итоге все закончится хорошо, Хогвартс останется Хогвартсом, и исправно будет принимать все новых и новых учеников.

В итоге также можно сказать, что анализируя цикл о Гарри Поттере, сложно отделаться от мысли, что нам под соусом сказки подсунули притчу о маленьком, замкнутом мирке, в котором варятся подчас самые лучшие представители человечества и не могут уйти от дурацких стереотипов своего же социума. В этой притче набросан примерный путь выхода из этого круга инферно, бледный и похожий на карандашный штрих, но от того не становящийся менее знакомым. Это словно про нас притча написана, про Россию, Украину, Белоруссию. Но и не только. Это выпад и в сторону Британии, которая несмотря на свою открытость, все еще «закрыта». И в сторону США, замыкающихся на своей военной мощи, и дистанцируясь от остального мира. Одним словом, на мой взгляд, с самого начала Роулинг решила написать обычную сказку, но со временем она просто вышла из-под контроля писательницы, и зажила своей собственной жизнью. А жизнь – она удивительнее всякого вымысла, и неудивительно, что сама Роулинг со временем перестала понимать, почему ее герои действуют так, а не иначе. Почему ее мир таков, а не совсем другой. Почему, почему, почему… И вот потому Седьмая Книга вышла именно таковой. Зато в ней оказалось достаточно таких мест, при помощи которых можно восстановить логику событий. А она проста: только опираясь на дружбу, честность и любовь можно вытащить самого себя за косичку из болота. Все остальные пути для изолята ведут в небытие. Это тот вывод, который я сделал для себя в итоге.

Эпилог

Так почему же Гермиона выбрала Рона

Рассмотрев на протяжении всей статьи серьезные аспекты книги, завершить хотелось бы несерьезным. Сама Роулинг дает очень бледное пояснение того, почему Гермиона Грейнджер решила стать Гермионой Уизли, а не Гермионой Поттер. Судя по всему, этого она не понимала и сама, просто герои в очередной сделали своевольный поступок, пойдя вразрез со всей концепцией, которую так старательно выстраивала Роулинг на протяжении всего цикла. Я тоже довольно долго думал, почему могло так произойти, а потом оказалось, что решение лежит на поверхности. Это ведь совершенно житейская ситуация, когда девушка любит одного, а выходит замуж за другого.

Удивлены, да? Но логика событий именно такова. Гермиона любит Гарри, причем любит буквально до самозабвения, это тот вид любви-самоотречения, который древние греки называли сторге. Но она также любит и Рона, но совсем по-другому, прагмой. Иными словами, ее сердце любит Гарри, а ее разум любит Рона. Тут даже можно провести параллель с другим, гораздо более известным случаем, который для английских писателей давно является общим местом. Это, разумеется, артурианская легенда о королеве Гвиневере и рыцаре Ланселоте. Теренс Хэнбери Уайт , которого Роулинг почти наверняка читала в детстве, очень красиво пересказывает эту легенду, иллюстрируя вечную проблему выбора, которая стоит перед действительно умными и сильными женщинами. Либо выбрать того, кто вызывает трепет у тебя в груди и заставляет тебя подниматься вверх на крыльях мечтаний, либо выбрать того, с кем будет надежно и интересно прожить целую жизнь. Гвиневера выбрала Артура, а Гермиона выбрала Рона. Ситуация абсолютно идентична той, которая произошла сотни лет назад в Камелоте. Правда, ситуация шиворот-навыворот, потому что Рон уж никак не тянет на легендарного короля Логрии. Впрочем, у Желязны, с которым у Роулинг немало скрытых ассоциаций, Рэндом тоже уж никак не тянул на короля Амбера, так что кто знает, может именно Рон Уизли окажется в итоге директором Хогвартса.

Давайте для начала согласимся с фактом, который у меня не вызывает никаких сомнений. Гарри и Гермиона представляют собой естественную пару, и были бы вместе при любых естественных раскладах, за исключением того, который описан в цикле Роулинг. И причина того, что Гермиона сделала выбор в пользу Рона объясняется именно тем, что этот расклад неестественен в силу неестественности мира, в котором действуют герои. Давайте вспомним, к чему стремится Гарри. Как и всякий вариант Вечного Воителя, больше всего он желает покоя, семейного тепла, уютной гавани, которой никогда не имел. Вместо этого жизнь подталкивает его к постоянным сражениям, постоянной борьбе за то, чтобы не он, а кто-то другой имел возможность наслаждаться таким покоем. Фактически, Гарри оказывается на том месте, которого никогда не хотел, и от чего постоянно будет пытаться куда-нибудь сбежать. А чего хочет Гермиона? Она хочет прямо противоположного: она стремится быть героиней, мессией, реформаторкой. Она даже выступает в виде активной движущей силы, которая, собственно, и придает Героической Троице львиную долю ее мощи. Это нам прекрасно известно. А вот то, о чем мы никогда не задумывались. Чего хотят два других персонажа, которые участвуют в «шипперстве». Чего хочет Джинни и чего хочет Рон? Понять желания Джинни просто – она влюблена в своего героя, и хочет буквально вязать для него напульсники, готовить для него, устраивать его жизнь и все такое. Это тип женщины, исполняющей желания. А Рон хочет просто жить. Он хочет быть с любимой (но недоступной) девушкой, хочет выглядеть настоящим мужчиной, хочет заниматься тем, что ему нравится. Иными словами это абсолютно типичный молодой человек, из которого получится хороший, любящий муж, который не будет бегать по всему миру в поисках очередной гадины, которую нужно прихлопнуть во избежание очередной катастрофы. С ним даже будет приятно ссориться, потому что такой муж всегда придет мириться первым. А теперь я бы хотел, чтобы вы поставили себя на место Гермионы. Думаю, вывод очевиден. Гарри не выбирал Джинни, это Гермиона для него выбрала ее.

Я не буду тут повторять нудные и долгие выкладки, которые исследуют внутренний мир героев, а сконцентрируюсь на сути. Гермиона, как и всякая влюбленная женщина, хочет для своего любимого самого лучшего, чтобы он был в первую очередь счастлив. Вечный Воитель после победы над противником, всегда наслаждается покоем. Хокмун, например, после победы над Гранбретанией вернулся в Замок Брасс и «жил долго и счастливо» со своей Исольдой. А вот в Колдовском Мире это невозможно в принципе. Для Гарри после победы над Вольдемортом все только начинается. Ему предстоит тяжелая и трудная работа по собиранию осколков, объединению раз-розненных колдовских родов в единую, так сказать, нацию волшебников, а потом еще более трудная работа по медленному вытаскиванию изолята во внешний мир. Иными словами, Гарри из Героя превращается в Политика. Вообще, в неустроенных социумах мессианство политика всегда на порядок больше, чем обычное мессианство героя. Герою нужно только шашкой махать и сражаться со злом в личном порядке. А политику нужно думать, стараться завоевать доверие других людей, чтобы они пошли за ним, доверились ему. И от того, правильный ли он сделает выбор, зависит не его личная победа, а судьбы множества живых людей. А как я уже говорил, в изоляте высшей добродетелью считается замкнутость. Не говоря уже о том, что скрытая или явная ненависть к немагам давно уже есть частью социальной психологии Колдовского Мира. И хочет этого Гарри, или нет, но именно ему это болото и разгребать. У него есть то, что априори концентрирует на нем внимание всех жителей Колдовского Мира – ореол Победителя Вольдеморта. Никто другой такого авторитета попросту не имеет, потому что в обществе с искривленной моралью у каждого есть свой скелет в шкафу, и Рита Скитер с удовольствием посмакует его на страницах своей газеты. А вот попытавшийся облить грязью Поттера будет моментально осмеян. Поэтому именно Поттер обречен быть ведущим политическим лидером Колдовского Мира. А вот как быть с его желаниями, составляет самый сложный вопрос. Ведь именно этого он и не хочет. Поэтому ему нужен якорь, за который он будет хвататься в момент душевного упадка, и в котором он будет черпать силы для дальнейшей работы. И вот таким якорем является только семья. А именно это обеспечить Гарри Гермиона не может, в силу того, что сама хочет стать политиком. Вообще, союз двух политиков, даже если они любят друг друга, почти всегда обречен на неудачу, если проследить подобные пары в истории. А в случае Гарри и Гермионы это будет неудача в квадрате или даже в кубе, потому что оба должны быть политиками, и никуда от этого они не могут деться. Ведь вторая по величине авторитета в Колдовском Мире – это Гермиона, более того, только она имеет некий авторитет у домашних эльфов и даже у гоблинов, то есть, она обладает уникальным даром находить общий язык с другими расами, сохранившимися в изоляте. В таком союзе Гарри буквально некуда бежать от политики, она окружает его, она вторгается в его жизнь, и составляет неотъемлемую часть даже его личного пространства, его семьи. Это неминуемо приведет Гарри к депрессии, и возможно, даже на Темную Сторону, поскольку он начнет склоняться к той искривленной морали, которую исповедуют маги – к уходу, эскапизму, замкнутости. Этого не могла не понимать Гермиона, которая всегда очень тонко чувствовала желания и мысли Гарри, а также его Предназначение. И этого она не могла хотеть для Гарри. Именно поэтому она решила, что с ним должна быть Джинни, а не она. Причем решила это раньше, чем сам Гарри понял, кого на самом деле он любит. Именно поэтому она старается скрывать свои истинные чувства к Гарри, потому что считает, что тому ни в коем случае нельзя об этом знать. Она оказывает знаки внимания Рону, в конце-концов, ей ведь тоже понадобится хороший муж, к которому можно вернуться после трудной битвы в парламенте и рядом с которым отдохнуть душой. И одновременно этим старается подтолкнуть Гарри к Джинни. Вероятно, именно вот этой постоянной раздвоенностью и неопределенностью объясняется то, что свадьбы и Гарри, и Гермионы (судя по намекам в эпилоге) произошли только через несколько лет после Битвы за Хогвартс. Во всяком случае, на протяжении этого времени между ними должен был произойти разговор, в котором Гермиона честно и откровенно должна была выложить Гарри, почему тот должен жениться на Джинни. И тот после долгих раздумий согласился, что она права, и их союз действительно обречен на провал в будущем.

Впрочем, это не так уж и плохо. Ведь он всегда будет с Гермионой бок о бок последовательно бороться за Возрождение Колдовского Мира, рядом с той, кого любит. И какая в конце-концов разница, кто с кем спит и от кого имеет детей, ведь в итоге они будут всегда вместе, и их чувства друг к другу никогда не остынут и не превратятся в постылую рутину, а самое главное – всегда останутся романтическими и чистыми. Это тот вид любви, который никогда не ослабевает, а со временем становится все сильнее. А семья – это только маленький уголок, где можно отдохнуть и набраться сил, потому что там – те, кто тебя любит, принимает таким, как ты есть, и ограждает от всего, что угнетает тебя в повседневной работе.

Жизненная ситуация, не правда ли…

И наконец, что я могу сказать напоследок…

Колдовской Мир Роулинг существует. Это факт. Но также факт, что в любом литературном пространстве, созданным тем или иным писателем, обязательно есть свой Миллион Сфер, который содержит то, чего не сказал, не написал, или не сделал автор. И я точно уверен, что среди бесчисленных измерений Миллиона Сфер вселенной Роулинг, существует и такое, где существует все, о чем я написал в этой статье. И когда-нибудь, кто-нибудь (может быть даже я) напишет книгу о Возрождении Колдовского Мира. Это будет не менее интересно, чем приключения молодого Гарри Поттера.

P.S. Я из принципа не стал рассматривать совершенно дурацкую сцену «воскресения» Гарри после битвы с Вольдемортом. Это единственная сцена, которой я однозначно говорю «не верю», и утверждаю, что это попросту легенда, сочиненная кем-то из летописцев – поклонников Поттера, и вписанная в анналы истории. На самом деле все было совсем по-другому. Совсем…

Но это уже совершенно другая сказка.



© Hp-Theory.ru, 2004-2010 гг. Все права защищены.
Проект является некоммерческим и не предназначен для получения прибыли или извлечения иной материальной выгоды. Все литературные персонажи, упомянутые на страницах сайта, принадлежат Дж.К. Роулинг, Scholastic Inc, редакции Bloomsbury, и AOL/Time Warner Inc.

Potter-Fanfiction Архивы Кубискуса