СОКРОВИЩНИЦА ВОЛШЕБНЫХ ТЕОРИЙ ПОТТЕРИАНЫ
Новости
Теории
Фанфики
О нас
Форум

Двое за одного

Автор: Lady Lupin, Переводчик: winhild

Совы летят. Если бы у меня был камин, я уверена, что письма влетали бы по дымовой трубе даже тогда, когда я пишу. Мой ящик входящих переполнен, и у большинства из вас один и тот же вопрос: кто те двое, которые должны погибнуть, и кто получил помилование?

Я, конечно, чувствую себя обязанной ответить, учитывая, что выдающийся сайт MuggleNet доверил мне вести колонку. Сказав это, я также считаю своим долгом напомнить всем вам, что я не Дж.К. Роулинг. А также не легилимент, не ясновидящая и не кентавр. Все и всякие мысли, которыми я делюсь с вами — просто мои предположения – не более осведомлённые и не более умные, чем ваши. Давайте взглянем на действующие лица, на обстоятельства и на то, что мы знаем от нашего досточтимого автора, и посмотрим, сможем ли мы сделать какие-нибудь разумные догадки. Однако мы должны up front, что они могут быть всего лишь догадками.

Для тех из вас, кто читает колонку The Spinner's End и до сих пор не понял, о чём я говорю, я предлагаю краткое обновление. В своём недавнем интервью с ведущими дневного британского ток-шоу Ричардом и Джуди Дж.К.Р. сделала следующие утверждения:

Дж.К.: Последняя, заключительная глава спрятана, хотя теперь в неё внесены очень небольшие изменения.

Дж.: Правда?

Дж.К.: Да, один персонаж получил помилование.

Р: Да что вы?

Дж.К.: Да.

Дж.: В смысле вы, то есть...

Дж.К.: Но я должна сказать, что погибнут двое, которых я не намеревалась убивать.

Дж.: О нет! Двое очень любимых?

Дж.К.: Ну, знаете, приходится расплачиваться.

Р: Значительные?

Дж.К.: Мы имеем дело с абсолютным злом! Ведь они не отбирают лишних, правда? Они нападают прямиком на главных героев… Или это я так делаю.

Р.: Нам нет дела до лишних. Вы, разумеется, сказали своему мужу. Вы посвящаете его во всё, и вы ему рассказали.

Дж.К.: Ну, не всё, это было бы безрассудством.

Р.: Ну да, будем честными: это было бы глупо. Но ведь вы сказали ему, кто предназначен на убой. Он наверняка содрогнулся и сказал: «О нет, только не этот».

Дж.К.: Точно, об одном из них он так сказал.

Чтобы подвести итог, мы узнали, что:

1. Джо считает изменения концовки «очень небольшими».

2. Два персонажа, которым не было предназначено погибнуть, теперь погибнут.

3. Слова «ещё два персонажа» означают, что будет и другие погибшие, кроме этих двух новых жертв.

4. Один герой, которому было предназначено умереть, теперь останется жив.

5. В мире Джо плохие парни не охотятся за статистами. Они преследуют тех, кто на первых ролях.

6. Мужа Джо некоторым образом задела за живое новость об одной из новых смертей.

Чтобы иметь хоть какую-то возможность оценить, кто был помилован, а кто отправлен на литературный костёр, мы прежде всего должны оценить, как и почему Дж.К.Р. выбирает свои жертвы. Многократное прочтение серии «ГП» показывает, что здесь очень мало случайного. Мы обнаружили много примеров, когда, казалось бы, случайный выбор в сюжете потом оказывается существенным моментом. Один такой пример — Гарри разговаривает со змеёй в «Философском камне», а затем, в «Тайной комнате», узнаёт, что змеиный язык — редкий дар среди волшебников, связанный, в частности, со Слизерином и Волдемортом.

Точно так же и смерти в серии можно распределить на две основные категории: (1) отдельные случаи, не выполняющие важной задачи для сюжета, и (2) смерти, имеющие большое значение для следующих поворотов сюжета. Есть случаи смертей, которые служат в основном общей иллюстрацией того, какая цена платится за войну и насилие. Такова их цель. Большинство смертей совсем незначительных персонажей, гибель безымянных магглов, родственников главных героев и т.д. попадают в эту категорию. Штука в том, что мы до седьмой книги не узнаем, какие из смертей второстепенных персонажей несут в себе иной смысл, а какие нет.

До сих пор, однако, гибель важных персонажей в мире Дж.К.Р., похоже, имеет какую-то причину. И как мне ни горько это говорить, основываясь на вышеизложенном, мы сейчас обсуждаем именно смерть главных героев. Джо подчёркивает, что сила воздействия книги зависит от утраты тех, кто стал дорог Гарри, а через него — и нам, читателям. Джо ясно дала понять, что Сириус должен был умереть, и что мы ещё узнаем, зачем. Думаю, то же самое относится и к Дамблдору.

Итак, для чего могут понадобиться дальнейшие смерти существенных персонажей?

1. «То, что легко, и то, что правильно»: возможно, нам будет показан ещё один момент самопожертвования, чтобы ещё раз подчеркнуть огромную цену, отдаваемую за войну, насилие, жажду власти и зло. Это должен быть герой, который дорог Гарри и нам, чтобы это оказало воздействие и дало Гарри толчок вперёд. Это могло бы послужить новым потрясением и напоминанием для Гарри о той силе, которая нужна, чтобы выстоять в чрезвычайных обстоятельствах.

2. Изменение или поворот сюжета, который Дж.К.Р. изначально не планировала. Это может принять такую форму, что от кого-то просто нужно избавиться, потому что он что-то знает, а Гарри пока этого узнать не должен. Или может быть так, что неожиданно написан большой кусок, который просто заводит какого-то героя в такую ситуацию, где Джо кажется, что подходящее окончание — это смерть героя. Наш автор имеет право менять своё мнение.

3. Эмоциональное воздействие. Это во многом говорит само за себя. Смерть персонажа, которого мы любим — это эмоциональное продвижение для читателя и для Гарри. Это катарсис, который является очень важной частью хорошей книги. Нельзя достичь ничего стоящего без некоторой жертвы. И может оказаться, что именно это побудит Гарри предпринять какое-то действие, которое требуется, чтобы он достиг цели.

4. Может быть придумана связь между миром живых волшебников и тем миром, что за занавесом. Эта связь не будет, вероятно, буквальной или длительной. Она может быть весьма таинственна и эзотерична. И она может сослужить Гарри службу в его стремлении к победе над Волдемортом. Возможно, с этим связано то, почему Сириус должен был погибнуть именно так, как он погиб. Дамблдор и Перси Уизли оба носят имя Персиваль, означающее «прорываться сквозь долину» (pierce the valley) или «прорываться сквозь завесу» (pierce the veil). Долина в данном случае — это долина теней, смерти. Смерть Сириуса может послужить каким-то образом для этой связи, потому что он погиб у занавеса, а может быть, феникс, символ Дамблдора, даст ему возможность на краткий миг повлиять на события, когда его помощь нужна больше всего. Может быть, Перси вынет наконец из песка свою упрямую голову и внесёт свой вклад, став тем Уизли, который «проникает сквозь завесу».

Смерть, как мы знаем, важная тема в этой серии. Дж.К.Р. оплакивала свою мать, когда писала «Философский камень». Тема смерти проходит сквозь все книги. Вся серия начинается с двойного убийства. Однако тот вклад, который мы делаем в героев, предназначенных в жертву, увеличивался по ходу серии.

Когда мы в первый раз читали «Философский камень», Джеймс и Лили ничего для нас не значили. Мы встретились с ними после того, как они были убиты, так что мы приняли их смерть легко, как свершившийся факт. Ещё одной, единственной в «Философском камне», смертью был Квиррелл, и мы все были рады видеть, что он получил своё. Как и в случае Лили и Джеймса, все остальные, чья смерть обсуждалась (семья Боунс и т.д.), были уже мертвы, когда мы о них услышали.

В «Тайной комнате» есть тайна другого рода, и хотя мы встречаем кого-то, кто был убит (Миртл), это опять-таки случилось до того, как мы её узнали. В «Узнике Азкабана» нет ни одной гибели персонажа, зато на этом этапе нас вкратце знакомят с Седриком, и мы видим его мальчиком, чьей целостностью можно восхищаться.

«Кубок огня» меняет для нас характер смерти. Мы знаем, что убита Берта Джоркинс, но мы совсем её не знали, и судя по рассказам, она была весьма надоедливой. Старый Фрэнк, сторож Риддлов — пример бессмысленного убийства, но опять-таки мы его не знаем. Однако мы являемся непосредственными свидетелями его смерти — впервые в серии. Смерть мистера Крауча не так сильно расстраивает читателя, поскольку он нарисован не очень-то сочувственными красками. На тот момент мы думаем, что его бедный сын, возможно, невиновен, и слегка шокированы его равнодушием.

Я бы отметила смерть Седрика как первый раз в серии, когда мы сталкиваемся со смертью персонажа, оказывающей настоящее эмоциональное воздействие на читателя. Седрик был тем, кто нам нравился, кем мы восхищались. Нет, мы, конечно, не хотели, чтобы он обошёл Гарри, и мы предполагали, что Гарри каким-то образом победит, но Седрик нам нравился. Как можно не любить Седрика? Он был верным, талантливым, добрым, честным и чрезвычайно цельным. И он стоял на самом пороге взрослой жизни — всего семнадцать лет, и нёс в себе огромный потенциал, чтобы принести все эти прекрасные качества в мир. Джо очень тщательно построила его жизнь и смерть, чтобы сделать особый акцент. Она дала нам узнать этого молодого человека и все его возможности, а затем бессмысленно его убила. Смерть Седрика не входила в план Волдеморта. Он умер, потому что оказался не в том месте и не в то время. Он был помехой. Это один, очень типичный вид гибели на войне, особенно когда война ведётся не открыто, на поле боя, а тайно, бесчестно и не придавая никакой ценности человеческой жизни. Именно так сражается Волдеморт. Это крайнее проявление зла: бессмысленное убийство. Волдеморт не вкладывает никакого смысла ни в жизнь, ни в смерть Седрика. Он не выбирает Седрика. Он просто отделался от того, кто стоял на пути — совсем как мы, бывает, прихлопнем муху, которая угрожает нашему обеду на летнем пикнике. В этом был смысл и задача жизни и смерти Седрика. Дальше будет хуже.

В «Ордене Феникса» мы теряем одного из самых любимых героев серии. Дж.К.Р. позволяет нам всё больше и больше сближаться с Сириусом по мере того, как это делает Гарри. В течение трёх книг мы начинаем полагаться на то, что он заботится о Гарри, а значит, и о нас. Он был слегка необузданным, не очень озабоченным правилами, лихим и весёлым, и готов был позволить Гарри больше самостоятельности и свободы, чем остальные взрослые, оказывающие влияние на жизнь Гарри. Его смерть была героической и бессмысленной. Сириус рискнул всем, потому что был нужен Гарри. Он был умелым и могущественным волшебником, он не был ранен и сражался мощно и уверенно, когда погиб. Так как же это случилось? Вспомните, световой луч Беллы не был зелёным. Если быть точными: она выстреливает в него красным лучом, от которого он увёртывается. Она пускает второй луч. Цвет не обозначен, но судя по реакции Сириуса, это, похоже, Ступефай или Петрификус Тоталус. Может, это и была Авада Кедавра, но обычно нам говорят, что луч света зелёный. И если бы он был зелёный, Гарри не стал бы так надеяться, что Сириус вскочит и выйдет обратно через занавес, живой и невредимый. Кажется, что Сириус умер не от проклятия Беллы, а из-за падения сквозь занавес. На самом деле очень вероятно, что Сириус мог бы и не погибнуть, если бы не был в тот момент слишком самоуверенным, дразня Беллатрикс, стоя в опасной близости от занавеса, и не был бы, фактически, настолько погружён в гущу хорошей драки, что не осознал, как появился Дамблдор и все остальные остановились.

Смерть Сириуса была для Гарри потерей, но не оставила его одиноким или незащищённым. Это эмоциональный удар молнии для Гарри и для нас. Гарри нужен был Сириус в его жизни. Его дерзость, отвага и восприимчивость отверженного были полезны Гарри. И я бы сказала, что потеря его влияния в то время, когда Гарри готов сделать шаг вперёд и сам распоряжаться собой, тоже кажется совершенно необходимой. Когда Сириус рядом, мудрое и усмиряющее влияние Дамблдора всегда было на втором месте по оценке Гарри. Не то чтобы он не чтил и не уважал покойного директора. Но более сильная эмоциональная привязанность у него была к Сириусу и его идеям. А представления Сириуса застряли там, где они были до того, как он провёл двенадцать лет в Азкабане, ошибочно обвинённый в предательстве и массовом убийстве. Сириус научил Гарри быть отважным. Но он должен был уйти, чтобы Гарри мог всецело, с доверием обратиться к Дамблдору, чьё влияние в конце концов заставило бы нашего героя созреть и стать молодым человеком, у которого найдутся ум и знания для победы над Волдемортом.

Возможно, есть другие причины для смерти Сириуса, но пока мы их не знаем. Надо подождать седьмой книги и посмотреть, что припасла Джо для Гарри и для нас.

Наконец, в «Принце-полукровке» Гарри теряет этого мудрого советчика, мощь и силу, что охраняли его всю его жизнь. Теперь Гарри незащищён. Он сам по себе. И в своём выступлении в Radio City в Нью-Йорке Джо подтвердила, что Дамблдор действительно мёртв. Итак, что будет теперь с Гарри? Хотя он необычайно продвинулся в плане осознания своего потенциала, он по-прежнему кажется плачевным образом неподготовленным к задаче, которая перед ним стоит. Да, у него есть помощники. Да, есть множество взрослых, которые более чем стремятся занять место Дамблдора в жизни Гарри. Скримджер был бы в восторге, если бы Гарри обратился к нему за руководством. Миссис Уизли была бы счастлива заключить Гарри в объятия и пытаться убедить его и саму себя, что он в безопасности. И все его друзья сделают всё, что могут, чтобы помочь делу, в которое они верят. Но ни у кого из них нет шрама на лбу, а вместе с ним — и ответственности за то, чтобы возглавить борьбу против Волдеморта. Дамблдор должен был уйти. Пока Дамблдор был жив, Гарри прятался за ним. Пока Дамблдор был жив, Гарри не чувствовал ясно, что обязан оставаться твёрдым, верить в себя и делать то, что нужно сделать. Он полагался на то, что мудрость, опыт, мастерство и могущество Дамблдора будут направлять его. А Герой прежде всего должен сам себя направлять. Чтобы Гарри стал полноценным и неоспоримым героем в своей книге, нам пришлось проститься с Дамблдором.

Следует отметить, что мы имеем ещё несколько смертей более мелких и/или неизвестных персонажей в «Ордене Феникса» и «Принце-полукровке». Я подозреваю, что какие-то из них могут оказаться более относящимися к делу, чем мы думаем сейчас. Для меня исчезновение Олливандера и убийство Амелии Боунс выделяются как вероятные значительные события. Но многие из них, скорее всего, не более чем ещё одна иллюстрация возрастающих потерь и безумия распространяющегося зла. Это отчасти игра чисел. Если погибают лишь некоторые, отдельные люди, то это не война. Это частный случай убийства. Именно масштаб и безликое кровопролитие делают это кризисом волшебного мира. Многие смерти присутствуют в книгах просто для того, чтобы показать растущее число несчастных случаев и цену зла.

Если смерти в серии «ГП» спланированы и приведены в исполнение с такой тщательностью, как могло произойти изменение судьбы трёх первостепенных героев на таком позднем этапе серии? Давайте взглянем на героев, одного за другим, и посмотрим, какие мы можем сделать выводы.

Гарри: В этой статье я не буду вдаваться в спор по поводу участи Гарри. Я верю, что он выживет. Я всегда верила. Однако я скажу — и это заявляли также многие из вас в своих письмах — что изменение судьбы Гарри нельзя считать «небольшим» изменением сюжета в серии книг о Гарри Поттере! Я могу сказать с полной уверенностью, что после шестнадцати, или около того, лет сочинения истории юности Гарри, вряд ли Джоанн Роулинг проснулась пару недель назад и на середине седьмой книги в серии из семи книг поменяла своё мнение насчёт того, выживет Гарри или нет. Может, мне ещё с год придётся сидеть у своего компьютера с размазанными по лицу яйцами и терпеть все ваши насмешки и тыканье в меня пальцами. Но я повторяю снова и снова: Гарри не входит в число тех героев, о которых идёт речь. Если Гарри предназначено было погибнуть, во что я не верю, это не изменилось. Если Гарри предназначено было выжить и пожинать плоды своей семилетней борьбы, он по-прежнему останется в живых.

Волдеморт: Как и в случае Гарри, я ни секунды не думаю, что изменение судьбы Волдеморта было бы «небольшим» изменением сюжета. Я думаю, что Волдеморт, который и так уже проживает время, взятое взаймы, скоро будет побеждён. И хотя он, возможно, и выживет в некоем изменённом состоянии (скажем, как лишённый души вариант его прежнего), я не верю, что его судьба изменилась на такой поздней стадии. Я считаю, что если кому-то предстоит умереть или превратиться в безвредную тень своей прежней сущности, так это Волдеморту. Кое-кто из вас спрашивал, могла ли она поменять свои планы и сделать так, чтобы Волдеморт умер, а Том Риддл остался жив. Я опять возвращаюсь к тому, что теперь уже должно стать знакомым и даже наскучившим аргументом: слишком серьёзное изменение, чтобы его можно было счесть небольшим, и слишком поздно в ходе книги. Возможно, такая концовка действительно входит в планы Джо. Но если это так, я готова спорить, что это всегда было так, и сейчас не изменилось.

Рон и Гермиона: В данном случае я складываю их двоих вместе, потому что остаётся в силе тот же аргумент. Судьбы Рона и Гермионы слишком тесно переплетены с судьбой Гарри. Опять-таки я верю, что они оба останутся живы. Я думаю, что трио должно остаться единым и выжить. Однако если Рону действительно суждено пожертвовать собой или Гермионе — умереть ужасной смертью, что направит Рона на путь мщения, или ещё какой-нибудь из тех сценариев, которые вы мне прислали, я не думаю, что это изменилось бы на полпути написания последней книги. Это бы на самом деле не было небольшим изменением. Допустим, оно не было бы настолько глобальным, как перемена участи Гарри или Волдеморта, но это было бы существенным изменением.

Теперь, когда мы убрали с дороги трио, дело становится более расплывчатым.

Джинни: До «Принца-полукровки» Джинни, может, и не стояла бы в списке следующей после трио. Но теперь, я думаю, она занимает это место. Она станет движущей силой в путешествии Гарри, неважно, насколько активную роль она будет играть в конце. Да, Гарри с ней расстался. Но я не считаю, что мы были свидетелями конца этих отношений. Дж.К.Р. не для того придумала эту рыжую молнию, всё время усиливая её уверенность и могущество по ходу серии, чтобы теперь её бросить. То есть выходит, что сейчас немного сложнее рассуждать об участи Джинни. Если бы я писала эту серию, то не стала бы обрекать Джинни на смерть — да этого и не будет. Частью пути Героя является обретение его прекрасной дамы. Джиневра, полное имя Джинни — итальянский вариант Гвиневеры, королевы из легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. Гвиневера как персонаж имеет довольно-таки дурную репутацию, но в ранних изложениях этой истории (до классического варианта Мэллори, написанного в 15-м веке) Гвиневера захвачена в плен злодеем и спасена Артуром. Это очень точно отражает первоначальную роль Джинни в серии, в «Тайной комнате». Она была захвачена в плен, и Гарри пришлось встретить много ужасных опасностей, чтобы спасти её. Гвиневера была королевой. Проследить историю её легенды трудно, и чёткого пути нет. Сказания были устными и менялись вместе со временем и культурой. Разные версии показывают нам разную Гвиневеру. Однако имя выбрано автором, и это важно. Она — пара для Героя. Сомневаюсь, что её судьба изменится на таком позднем этапе. И всё же это в пределах возможного. Если бы Дж.К.Р. хотела написать такое окончание, которое даёт Гарри победу, омрачённую неизбежной болью войны — мучительным воспоминанием обо всех жертвах, павших в стремлении победить Волдеморта, то Джинни могла бы быть очень трогательной жертвой. Но опять же, я склонна считать, что этого не будет. Мне кажется, что к концу седьмой книги Гарри перенесёт столько потерь, что позволить ему сохранить Джинни, а также Рона и Гермиону вовсе не будет фальшиво-сентиментальным счастливым концом. Но я должна признать, что вероятность есть.

Хагрид: Я волнуюсь за Хагрида. Я волновалась за Хагрида несколько лет, и в особенности с тех пор, как смерть Дамблдора, похоже, прослужила очередным этапом алхимического продвижения от чёрного к белому и затем к красному. Боюсь, что Хагрид совершит огромное самопожертвование, чтобы вывести Гарри из критической ситуации и привести к победе, и заплатит своей жизнью. То есть, конечно, есть все возможности того, что я ошибаюсь самым нелепым образом и Хагриду не суждено погибнуть. Изменение судьбы Хагрида было бы существенным для поклонников, которые его любят. Но повлечёт ли это за собой серьёзный поворот сюжета? Более, чем «небольшое» изменение в финале книги? Вовсе не обязательно. Поскольку я наметила Хагрида в список погибших, можно было бы надеяться, что это именно Хагрид получил отмену приговора. Однако может быть и обратное. Возможно, Дж.К.Р. планировала оставить Хагрида в живых. Но по мере того, как она пишет дальше, она понимает, что кое-чего не хватает... катализатора для последнего шага на пути к алхимическому совершенству. Она понимает, что хотя и планировала оставить Хагрида в живых, но в действительности не спланировала для него будущего. Она может от него избавиться и использовать его смерть, чтобы подтолкнуть Гарри на некий финальный прыжок на его пути к победе. Положение Хагрида неустойчиво.

Люпин: Я должна оставаться спокойной. При том, что множество голосов у меня в голове кричат: «НЕТ! ТОЛЬКО НЕ ЛЮПИН!!»... должна признать, это возможно. Я взбодрилась, когда Люпин и Тонкс соединились, это хорошее предсказание того, что они оба выживут. Это особенно верно, потому что Дж.К.Р. отметила, что эти двое были предназначены друг для друга ещё за долгое время до того, как мы стали свидетелями сцены в больнице. Их зарождающаяся любовь только начала овладевать ими, и я подумала, что ведь должна быть в конце серии одна выжившая счастливая пара, не считая трио. Я всегда волновалась за Люпина. Мародёры имеют очень неприятную привычку умирать молодыми, и мне всегда казалось, что Червехвост уж точно обречён на смерть. Я боялась, что Дж.К.Р. может ощутить потребность уничтожить всё поколение. Я убеждала себя, что вместо этого она может позволить выжить хоть одному звену, соединяющему Гарри с его прошлым и родными... один учитель будет там в самом конце, чтобы увидеть, как сын Джеймса и Лили спасёт мир. Надеюсь, что я права, но признаюсь, это интервью слегка поколебало моё мужество. Надеюсь, что Люпин вне опасности. Если ему было предназначено погибнуть, я надеюсь, что он тот, кто получил помилование. Если ему было предназначено выжить, я надеюсь, что его судьба не изменилась. Я должна признать, что его участь, хоть и имеет чрезвычайное значение для меня и массы других фанатов, возможно, окажет эмоциональное воздействие на Гарри разве что в самый первый момент. Он стал бы сентиментальной потерей, печальной жертвой, вся жизнь которого была во многих отношениях подвергнута риску и ограничениям тем злом, которое выпустил на свободу Волдеморт. Будет ли позволено Люпину остаться в живых или его решат уничтожить — это будет огромное влияние на эмоциональное содержание книги для многих поклонников, но не может рассматриваться автором как существенное изменение концовки.

Тонкс: То же самое, что и Люпин. Эмоциональная утрата, особенно если она погибнет, и Люпину придётся теперь жить без неё, или наоборот... но не существенное изменение сюжета.

Семья Уизли: Всех остальных членов семьи я рассматриваю вместе, поскольку считаю, что в основном к ним применимы одинаковые правила. Они все находятся в иной категории в жизни Гарри, чем Рон или Джинни. Гарри любит их всех, кроме Перси. И мне не кажется, что Гарри ненавидит Перси. Я думаю, он был обижен отношением Перси и не признаёт его выбора. Он любит мистера и миссис Уизли. Он дружелюбен с Биллом и Чарли. Он дружелюбен и с Флёр, которая скоро станет частью этой семьи. Особую любовь он питает к Фреду и Джорджу, и они, помимо Рона и Джинни, самые значительные представители семьи Уизли в книге. Я очень серьёзно беспокоюсь за Фреда и Джорджа. Думаю, это оказало сильное эмоциональное воздействие — убить одного из них. Они как сиамские близнецы, это такая пара персонажей, что если заставить одного из них погибнуть, то это нанесёт особенно болезненный удар, потому что уцелевшему придётся двигаться дальше без своего близнеца.

Интересно, может ли быть Фред или Джордж тем героем, который получил помилование. Может быть, Дж.К.Р. намеревалась убить их обоих, а потом решила, что если оставить одного из них в живых, то это действительно будет сильнее, чем если убить обоих.

Следом за Фредом или Джорджем по силе воздействия идёт мистер или миссис Уизли. Я немного волнуюсь за Молли. Она так обо всех беспокоится. Я представляю, как она выбегает вперёд, чтобы защитить своё потомство, и отдаёт собственную жизнь. Пожалуй, она одна из тех, чья судьба может повернуться и так, и этак. Артур уже оказывался в опасной близости к смерти, и я склонна думать, что на этом и закончится его столкновение со смертью, и он останется жив. Если он потеряет Молли, это будет для него тяжёлым испытанием.

Остальные Уизли, я думаю, не окажут на нас мощного воздействия. Они все нам нравятся, нам грустно будет видеть их уход, но мы не успели установить долгие близкие отношения с ними как с персонажами. Молли сама сказала, что это будет чудом, если они все выживут. Дж.К.Р., конечно, не против того, чтобы придумывать чудеса, но я считаю, что Молли права: численность этой семьи играет против неё.

МакГонагалл, Невилл, Луна

Я ставлю этих троих на тот же уровень, что и семью Уизли, Тонкс и Люпина. Мы любим их. Нам хочется, чтобы они остались в живых. Но их смерть не может дать значительного изменения в сюжете. Возможно, МакГонагалл преодолеет всё и будет удерживать за собой пост директора следующие 50 лет. Она крепкий орешек, и я думаю, что водворение правильного порядка в конце книги может включать в себя МакГонагалл в директорском кабинете. Разумеется, она может погибнуть, но мне она представляется стабилизирующим мостом между прошлым Хогвартса и его и будущим. Я думаю, что она справится. Однако весьма вероятно, что она одна из тех персонажей, о которых идёт речь. Она из числа главных героев, и её жизнь либо смерть не обязательно внесёт какое-либо существенное изменение в окончание серии.

Я всегда верила, как и многие из вас, что Невиллу суждено преподавать травологию. Если это так, то профессор Стебль может стать жертвой войны. Или, может быть, мы просто услышим, что через несколько лет, после того как профессор Стебль скончалась по естественным причинам, Невилл занял её должность. Однако следует помнить, что Невиллу нужно ещё свести кое-какие свои счёты, огромные, и не с Волдемортом. Как и многие из вас, я считаю, что Невиллу придётся встретиться с Беллой. Может быть, он получит помощь от Гарри или других, а может быть, и нет. Погибнет ли он в своей борьбе? Невилл кажется вероятным кандидатом на изменение участи.

Мне кажется важной новая волшебная палочка Невилла. Почему она фигурирует в «Ордене Феникса» и «Принце-полукровке»? Мы знаем, что его первая палочка была отцовская, и она сломалась во время сражения в Министерстве. Нам особо сказано, что Невилл получил не просто новую палочку, но одну из последних, которые продал Олливандер перед своим исчезновением. Кое-кто из вас написал мне о возможной взаимосвязи между исчезновением Олливандера, Невиллом и его новой палочкой. Может быть, эта новая палочка сыграет некую роль в победе Невилла над Беллатрикс. Или даже, как предположили многие из вас, поможет Гарри в битве с Волдемортом, поскольку мы видели, что собственная палочка Гарри не может сражаться с палочкой Волдеморта. Судьба Невилла могла быть изменена — я должна признать, что это возможно. Если исходить из чистой интуиции, то я так не думаю. Мне кажется, Невилл выживет. Думаю, он дожидался того момента, когда сможет перескочить в свою зрелость, с тех самых пор, как мы впервые встретили его, гоняющегося за Тревором по всему Хогвартс-экспрессу. Я думаю, что он займётся Беллой — окажет такую услугу Гарри (тот ведь будет очень занят другими проблемами), и будет в конце концов преподавать травологию.

Положение Луны всегда казалось мне непрочным. Она беззаботно проплывает через события своей жизни. Она очень спокойно относится к смерти и, похоже, не испытывает сильного страха перед этой неизведанной страной. Судьба Луны вполне может повернуться и так, и этак, но кажется, что изменение её участи не выходит за пределы вероятности. Из самых любимых молодых героев я бы сильнее всего волновалась за Луну и за одного из близнецов Уизли.

Фактически все остальные герои серии попадают в одну и ту же категорию: эмоциональная утрата полюбившегося персонажа, но не такое изменение сюжета, которое может показаться значительным по отношению к главной истории борьбы Гарри с Волдемортом. А теперь — плохие парни...

Снейп, Драко и Червехвост

Мы вложили много эмоций в Снейпа, а также и в Драко. Но это вклад иного рода, чем в друзей Гарри. Я думаю, Снейпа можно отнести к той же категории, что и Гарри, Волдеморта, Рона и Гермиону: он слишком важен, чтобы менять его судьбу на таком позднем этапе. Если Снейп должен умереть, а я думаю, что это вполне вероятно, то не думаю, что теперь это изменится. Тут у меня два мнения: я знаю, что он слишком важен, чтобы менять его судьбу, и всё же могу представить такую возможность. Как и во всём, что касается Снейпа, мы можем только догадываться.

Драко в «Принце-полукровке» выказывает проблески возможности искупления. Мне кажется, что Дж.К.Р. заставила нас желать такого исхода. Может, она намерена его спасти и сделать так, чтобы он переменил свои взгляды и приверженность. Драко может оказаться тем героем, чья судьба изменится, но не повлияет на общий финал книги. Если ему было предназначено выжить, я могут представить, как в процессе письма Джо склоняется к пересмотру этого решения. Опасности, с которыми играет Драко, могут оказаться слишком велики, чтобы их одолеть. Возможно, урок, который несёт в себе герой Драко, заключается в том, что не всегда можно повернуть назад. В жизни персонажа есть некий Рубикон — если уж перешёл его, пути назад нет. Мне кажется, этот Рубикон был бы перейдён, если бы Драко убил Дамблдора. Он этого не сделал. По-моему, это означает, что он не перешёл Рубикон. Но может быть, что он слишком далеко отошёл от берега, чтобы двигаться назад.

Я всегда полагала, что Червехвост умрёт. Всегда. Рассматривая возможности для этой статьи, я вспомнила, что слова Дамблдора по этому поводу были такие: придёт день, когда Волдеморт пожалеет, что ему служил человек, бывший в долгу у Гарри. Итак, похоже, что он должен сделать важный вклад в успех Гарри. Может быть, я преждевременно изливаю свой яд непрощения? Искупление возможно. Я склонна считать, что Червехвост может искупить свою вину только каким-то чрезвычайным поступком и заплатит за это дорогой ценой. Его описывают как лишённого таланта и воображения — все, начиная с Мародёров и кончая МакГонагалл и Волдемортом, и всё-таки он в своей жизни оказался способен на какую-то мощную магию и проницательность. Если он решит применить свою хитрость на службу Гарри, он может оказаться полезным.

И в заключение: хоть я и считаю, что мы можем оценить вероятность изменения в судьбе какого-либо персонажа, я не думаю, что мы можем точно предсказать, каким будет это изменение. Здесь слишком много переменных, о которых у нас так мало сведений. Но вот это мы знаем: в седьмой книге погибнут по крайней мере три персонажа, на данный момент. А один получит пощаду.

Итак, пусть рассуждения продолжаются, потому что все мы отстаиваем жизнь своих любимых героев. Какое же это свидетельство в пользу Дж.К.Р. и её книги, что она создала целую кучу героев, столь дорогих для множества людей! Как чудесно, что мы стали испытывать такое участие к их судьбам! И как тяжело дожидаться всех ответов!

8/18/06



© Hp-Theory.ru, 2004-2010 гг. Все права защищены.
Проект является некоммерческим и не предназначен для получения прибыли или извлечения иной материальной выгоды. Все литературные персонажи, упомянутые на страницах сайта, принадлежат Дж.К. Роулинг, Scholastic Inc, редакции Bloomsbury, и AOL/Time Warner Inc.

Potter-Fanfiction Архивы Кубискуса